Как защититься от манипулятора

Способы защиты от манипуляции

С манипуляторами, так или иначе, на своем пути сталкиваются все. Более того, в их роли периодически бывает каждый. Малыш заходится в плаче, чтобы заполучить вожделенную игрушку, супруга не разговаривает с мужем в надежде добиться желаемого, коллега давит на жалость, обращаясь за помощью, капризные старики, взывающие к сыновнему долгу, – это все манипуляции. Почему люди попадают во власть «кукловодов», и есть ли способы не стать безропотной марионеткой? О том и пойдет разговор.

Манипулятор, жонглирующий чувствами

Чтобы не вникать в сложный механизм, достаточно знать одну вещь: главная цель манипулятора – выгода. Она может быть психологической (напугать, воззвать к прощению, подвигнуть к действиям, самоутвердиться) и материальной. Существуют типы манипуляций, базирующиеся на конкретных чувствах:

[adsense:250x250:1652601530]

Любовь. Манипуляция ею, наверное, самая жестокая. Ненормально, когда с детства карапуз уясняет, дескать, любят всегда за что-то. В дальнейшем это чувство для него становится подобием товара: «Ты делаешь, как я хочу, а я тебя люблю».

Страх. За родных, себя, здоровье, уважение, благополучие. Вот доморощенные психологи и пользуются опасениями оппонентов: «Кириллу вон тоже родители не хотели ноут покупать, так он из дома сбегал».

Чувство вины. Как ни странно, используют его наиболее близкие, знающие слабые места. Те, за кого больше всего переживаний. «Доченька, я понимаю, что в городе перспектив больше, езжай. А я уж тут как-нибудь в одиночестве доживу...»

Гордыня. Сюда же снобизм и чрезмерно завышенная самооценка. Прием «взять на слабо» действует на личностей, стремящихся к самоутверждению, безотказно. «Вы суперпрофи, но даже вам не по силам, увы, с этим заказчиком договориться».

Жалость. Обожают манипуляторы пробежаться по струнам чувствительных душ, чтобы заставить войти в бедственное положение. «У меня больной ребенок дома один, а тут над отчетом (затяжной вздох) сидеть приходится».

Низкая самооценка. Не чувство, но большинство из поддающихся на уговоры как раз из категории неуверенных людей. В паутину манипуляторов попадают сомневающиеся в собственной состоятельности, профессионализме, силе, привлекательности, нужности.

Как противостоять манипулятору

Способы есть, причем довольно эффективные. Главное, твердо решить для себя «порвать» виртуальные ниточки, за которые пытается дергать «кукловод». Действовать при этом нужно адекватно, осознавая возможные последствия. Начинать же следует с мысленной проработки вышеописанных чувств и стремления понять скрытые цели собеседника.

  • Повышение самооценки.
  • Сильная личность не боится попасть впросак, ее не обволакивают чары манипулятора. Главное, не сортировать собственные недостатки, а сделать акцент на достоинствах. В конце концов, идеальных нет, да и от ошибок, известно, никто не застрахован.

  • Нет молчанию.
  • Кажется, что пытаются использовать? Заявить об этом! Здесь важно не перестараться во время разоблачительной акции. И никаких грубостей, шантажа, истерик, угроз.

  • Бдительность.
  • Порой человек даже объяснить не может, как поддался на уговоры. В арсенале коварных манипуляторов проверенное веками оружие: лесть, комплименты, заигрывания. Проще улыбнуться в ответ, добавив пару слов благодарности, и мягко переключить тему.

  • Проработка страхов.
  • Важно осознать природу своих фобий и подумать, так ли все ужасно. Поможет незатейливая игра «А дальше?» В уме шаг за шагом нужно изощренно усугублять проблему, порожденную боязнью, и доводить ее до абсурда. Подробнее об этом и других способах работы со страхами читайте в статье "5 шагов по преодолению страхов".

  • Нестандартное поведение.
  • Как ни крути, оппонент рассчитывает на определенную реакцию, он виртуозно «прощупывает» жертву, предполагая конкретные ответы. Почему бы не удивить искусителя, сделав или сказав нечто совершенно неожиданное? Разумеется, мастерство с опытом приходит, поэтому желательно придумывать ситуации и учиться отбивать атаки… перед зеркалом.

  • Наведение тумана.
  • С одной стороны, вроде не против человек, но с другой, однозначно согласия не дает. В результате ощущение о сдаче им позиций не возникает. Не исключено, что манипулятор попытается перестроить диалог. В ответ стараться не замолкать, а цветасто уводить разговор в сторонку.

  • Правильный отказ.
  • Умение сказать нет, чтобы услышали и не обиделись, сродни искусству. Надо апеллировать невыгодностью предложения (поведения, ситуации) для себя, не бросать обнадеживающих реплик, дающих повод усомниться в категоричности, ссылаться на объективные причины, не позволяющие изменить решение.

  • Четкое понимание долга.
  • Есть круг обязательств, выход за рамки которого – риск пойти на поводу у манипулятора. Касается и служебных дел, и личной жизни, и общения с приятелями.

    Проблема в том, что не всегда легко распознать грань, отделяющую от манипуляционных игр. Плюс окружение, темперамент, воспитание у всех разные, имеют значение способности мыслить логически, навыки быстро находить правдивую информацию, владение эмоциями. И еще: иногда выгодней и психологически комфортней найти разумный компромисс, чем настырно стоять на своем.