Когда выбор профессии врача и учителя не призвание, а приговор

Изучая подходы и методики как помочь ребенку выбрать профессию, некоторые из них вызывают недоумение, и даже возмущение явным использованием личностных качеств индивида. И вот тесты пройдены, и интересы ребенка понятны, а уверенности в выборе так и нет. Остались сомнения и вопросы.

Окружение философствует на темы: «как хорошо в семье иметь своего врача», а если учитель - правильно детей будет воспитывать, знать систему образование изнутри. Еще расхожий пример стать программистом - специалистов не хватает, зарплата хорошая и работать можно удаленно, и живи хоть на Бали.

Как-то в группе Диалоги о медицине, я прочла восхваляющий пост о детском враче, который ездит по стране и проводит бесплатные операции, так как не может остаться безучастным к проблеме маленького пациента. Я лайкнула, прочитала восхищенные комментарии, но было какое-то чувство, оно не давало мне покоя, что-то здесь не так.

[adsense:250x250:1652601530]

Потом история подруги о знакомой, имеющей клинику, которая считает, что ее единственный ребенок обязан стать врачом, так как у бизнеса должен быть преемник. И тут готова была согласиться, ведь ребенку не надо будет искать работу, строить карьеру - сразу своя клиника и родители в роли наставников.

И тут попалась статья про исследования о профессиональном выгорании у специалистов «помогающих» профессий и о личностных характеристиках, свойственных специалистам этих профессий, которые делают их наиболее подверженными синдрому профессионального истощения. Оказалось, что группа людей склонных к выгоранию, благодаря этим личностным качествам и выбрала профессию врача, учителя, социального работника.

В исследование приводились качества, способствующие появлению проблем с выгоранием:

  • сильно выраженное желание человека защищать или спасать,
  • они не могут отказать в помощи,
  • они готовы пожертвовать своими интересами ради другого человека,
  • умеют и берут на себя ответственность за жизнь людей,
  • испытывают потребность посвящать свою жизнь служению людям. Считают, что именно это делает их целостными личностями.

В понимании общественной морали всё сплошь положительные человеческие качества. Откуда тогда у них самое сильное профессиональное выгорание? Дело в том, что в угоду обществу эти люди приносят в жертву себя, они игнорируют свои потребности, что неминуемо приводит к психологическому истощению. Не может человек только давать, не получая ничего взамен. Нарушен баланс отношений и как следствие наступает выгорание.

Обратной стороной этих положительных качеств является:

  • неспособность человека вовремя сказать «нет»,
  • таким людям необходимо постоянное признание и оценка других людей,
  • они руководствуются в своих действиях оценками и мнениями окружающих,
  • заботятся преимущественно о чужих проблемах, «болеют за дело»,
  • пытаются все и всегда контролировать,
  • посвящают (жертвуют) свою жизнь ради другого, даже нередко живут чужой жизнью.

Это люди с высокой степенью зависимости, тяжелую форму такой зависимости психологи называют созависимостью. В большинстве случаев наблюдается только «риск зависимости», но и это приводит к тому, что зависимый живет чужой жизнью. Любому человеку необходим отдых, но «зависимый» игнорирует свои желания, его цель вне его, она в другом или других. Расслабиться, отвлечься от невозможности все контролировать, нести ответственность за всех, соответствовать одновременно всем требованиям и быть хорошим часто приносит переедание или алкоголь. В других случаях спасением является перенаправление внимания, например на работу, среди таких людей много трудоголиков, они живут на работе.

На элементах зависимости построен успех нашего общества, и даже выживаемость. Со-зависимость это желание защищать или спасать, входить в слияние и расширять себя за счет другого, брать на себя ответственность за чужую жизнь, поступаться своими ценностями в угоду окружающим. Ярким примером этому является мать грудного ребенка, не будь она всепоглощенной заботой, ребенок не выживет. Таким образом, если развить эту мысль, то в отсутствии зависимости наше общество придет в упадок - разрушится система социальной помощи и образования, развитие науки сменится личностным развитием, в такой среде не смогут выживать инвалиды, пенсионеры... Поэтому общество ставит коллективный интерес выше индивидуального, всячески поощряя процесс. Это основа выживаемости общества, но для личности с риском зависимости - это приговор.

Возвращаясь к примеру с грудным младенцем, проходит время и ребенок должен начать самостоятельную жизнь. Неспособность ребенка отделиться от родителя, начать самостоятельную жизнь, и является причиной формирования зависимости, залипания. Первопричиной этому является поведение родителей.
Подробнее о причинах формирования зависимостей читайте в статье «Со-зависимость как жизнь
И когда ваш ребенок выбирает профессию врача или учителя это призвание или выход из проблемы?
Возможно, стоит присмотреться… к себе!

Елена Кьяндская